ac.jpgЕсли почитать книжки, особенно выпущенные в последние годы, да ещё порыться в интернете по поводу потерь авиации во второй мировой войне, то обнаружится несколько наиболее популярных тем. Первая тема – немецкие асы. Уж как они этих советских летчиков лупасили и в хвост и в гриву, но те в конце концов их мясом завалили. Другая тема – сравнение воздушной войны на Западе и на Востоке. Дескать, англо-американцы, крутые перцы, с ними асам люфтваффе было ой как сложно. А вот на восточном фронте ванек валили снопами целыми. Но они всё равно немецких «воздушных рыцарей» мясом завалили. Мне все эти умопостроения давно казались подозрительными. Но когда читал историков-патриотов, пишущих о ВВС РККА, то непременно встречал разговор о способах подсчета, моторах, единицах…

 

Всё страшно путано и не убедительно. А поскольку я «историк-производственник», то я и подошёл к этой теме с другого конца. Цифры я взял из литературы, которая изрядно растиражирована, но почему сопоставление этих цифр не пользуется спросом – сказать не берусь.

Первая цифра из справочника «Россия и ССР в войнах XX века» под редакцией Г.Ф Кривошеева. Справочник очень авторитетен и я ещё не встречал человека, который бы всерьез пытался оспаривать в нём цифры, касающиеся второй мировой войны.

Так вот, на стр. 517 указано общее число безвозвратных потерянных СССР самолетов за годы Великой Отечественной войны. Общее число потерянных самолетов 88,3 тыс. штук. Из них 43,1 тысячи были потеряны в бою. Т.е. немцы и их союзники сбили меньше половины всех потерянных Советским Союзом самолётов.

Я нигде не встречал чтобы кто-то аргументировано эти цифры оспаривал.

Теперь посмотрим на немецкие потери.

Ещё одна цифирка из справочника «история России XX век» А.А. Данилова. На стр.230 указано общее число самолетных потерь люфтваффе на восточном фронте – свыше 70 тысяч штук!

Товарищи, что же это такое получается?

Они били «ванек» на спящих аэродромах в 1941-м, они охотились на них как на дичь долгие годы войны, а в результате, оказалось, потеряли БОЛЬШЕ, чем русские?

Я пишу «больше» потому что ВВС союзников и саттелитов Германии: Италии, Румынии, Финляндии, Венгрии в сумме потеряли значительно больше тысячи самолетов.

И если кто-то вам скажет, что русские на деревянных самолетах были лохи и заваливали культурных европейцев мясом и деревом – посылайте всех… учить матчасть.

Ну и несколько слов о сравнениях воздушной войны на западном и восточном фронтах. Для сравнения возьмем опять же справочник Кривошеева и книжку «Затянувшийся блицкриг», написанную коллективом автором под руководством фельдмаршала фон Рунштедта. В конце книжки изрядное количество страниц, касающихся людских потерь люфтваффе.

Согласно одной из таблиц люфтваффе с сентября 1939 года по 1 апреля 1941 года на западном фронте потеряли 8256 самолетов. Соответственно, потери составляли 688 самолетов в месяц. Обращаю внимание, что на этот период приходится и воспетая на западе «Битва за Британию», разгром Франции, Югославии, Греции, Польши, Нидерландов, Норвегии, Дании, Бельгии…

Впечатляет?

Теперь смотрим другую цифирку в той же книжке немецких авторов. С 29,06.1941 по 30.06.1942 люфтваффе потеряло 8529 самолётов. Т.е. 710 самолетов в месяц. Как отмечает автор к этому времени «стратегическая воздушная война» на Западе была Германией прекращена.

И это при том, что люфтваффе в СССР имело господство в воздухе.

Далее потери люфтваффе растут. В 1943 году люфтваффе теряет уже по 1457 самолетов в месяц. Когда в 1944 году открывается, наконец, второй фронт, люфтваффе начинает терять почти по 3000 самолетов в месяц!

На мой взгляд, цифры более, чем убедительны. ..

Joomla templates by a4joomla