На вышеуказанном сайте размещена «обличительная» статья под заголовком «Вместе с 22 судами в этот день погибло более 25 000 бойцов», посвященная Таллинскому переходу, в которой автор Евгений Жирнов (далее ЕЖ) опираясь «на документы» и «свидетельства очевидцев» однозначно обвиняет командующего Балтийским флотом адмирала Трибуца в некомпетентности и трусости.
Кратко изложу содержание статьи: начало, как всегда в подобных статьях - «сенсация». Как выяснил обозреватель "Власти" Евгений Жирнов, нарком морского флота СССР обвинил командование Балтийского флота в предательстве и трусости. (Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1677451)
Далее еще один «хлесткий» заголовок - «Эскадра военных судов позорно бежала» и ниже несколько фотографий «ни к селу, ни к городу»
Судите сами:
Подпись под фотографией: Самолеты люфтваффе безжалостно забрасывали бомбами и торпедами советские пассажирские и госпитальные суда, брошенные кораблями Балтийского флота на пути из Таллина в Кронштадт.
Здесь необходимо пояснить, в чем несуразность этой фотографии, посмотрите на походный ордер кораблей - это явно не транспорты, а боевые корабли и такой ордер мог быть только вокруг крейсера «Киров» (все остальные суда шли кильватерной колонной, либо как тральщики строем уступа) но крейсера здесь нет.
Для примера ниже привожу силуэт крейсера «Киров».
Явно господин ЕЖ тиснул в свою статейку первую попавшую фотографию (не исключено, что на фото немецкие корабли), обратите внимание на надпись в правой части фотографии, сделанной в середине прошлого века, с борта немецкого самолета - photo.kommersant.ru, наверное, господин ЕЖ по заданию своей редакции летал с немцами наши корабли бомбить, там это фото и сделал, не будут же они «как порядочные люди» чужие фотографии себе приписывать?
Еще одна подобная фотография:
Подпись под фотографией: Даже самые старые и тихоходные советские гидросамолеты, прикрывая с воздуха морской транспорт, значительно продлевали его очень короткую жизнь.
В каком месте на этой фотографии господин ЕЖ увидел «тихоходный советский гидросамолет» он, к сожалению не пояснил.
Затем приводится служебные рапорты председателю Государственного комитета обороны (ГОКО или ГКО) Сталину от наркома морского флота СССР Героя Советского Союза Петра Ширшова в которой больше эмоционально, чем конструктивно критикуется Таллинский переход и положение дел на других флотах в частности плохую подготовку военных лоцманов.
В ответном рапорте Народного Комиссара Военно-Морского Флота т. Кузнецова на все обвинения дан взвешенный аргументированный ответ, полностью снимающий все предъявленные обвинения.
Автор статьи на kommersant.ru сам делает правильный вывод: - «После такой отповеди Ширшов действительно выглядел малограмотным клеветником». Но, не смотря на такой разумный вывод, далее пишет буквально следующее: «Вот только истина заключалась в том, что адмирал совершенно беззастенчиво вводил руководство страны в заблуждение. В капитальном исследовании Бориса Вайнера "Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне", подготовленном десятилетия спустя после Победы, говорится о деятельности военных лоцманов в 1941 году:
"23 июня боевые корабли приступили к постановке оборонительных минных заграждений. В течение месяца в районах Одессы, Севастополя, Керченского пролива, Новороссийска, Туапсе, Батуми было выставлено 7300 мин и 1378 минных защитников. Разумеется, местоположение минных полей являлось строжайшей тайной. Поэтому штурманы и лоцманы гражданских транспортов, не посвя-щенные в нее, не могли обеспечить безопасное плавание на выходах и подходах к своим портам. Мало было надежд и на военно-лоцманскую службу. Военные лоцманы, направлявшиеся на пассажирские и грузовые суда, не были достаточно подготовлены к выполнению своих функций, многие из них еще не имели четкого представления об условиях плавания и о береговом рельефе».
Вот так-то ни больше, ни меньше – оказывается враль последний народный комиссар т. Кузнецов, вот Борис Вайнер тот правду матку режет, а Кузнецов «врет». Не смотря на то, что господин Вайнер не приводит в поддержку своей точки зрения никаких фактов, а т. Кузнецов приводит веские аргументы: «…Работа военных лоцманов осложняется тем, что им приходится пользоваться навигационным оборудованием тех кораблей, которые они проводят. Между тем состояние этого навигационного оборудования на судах Морфлота находится на очень низком уровне и не обеспечивает точное кораблевождение.
Так, в приведенном тов. Ширшовым примере с транспортом "Чапаев" причина гибели транспорта заключалась не в плохой работе военного лоцмана, а в том, что не была уничтожена девиация компаса и определена поправка лага, т. е. транспорт был выпущен в море с непригодным для плавания, даже в условиях мирного времени, навигационным оборудованием…».
Приводимые т. Кузнецовым аргументы никто не опроверг. Поэтому заявления типа «…беззастенчиво вводил в заблуждение..» являются голословными и лживыми.
Далее «уважаемый» ЕЖ приводит (как бы в ответ на мои замечания) «убойный» аргумент, воспоминания участника Таллинского перехода капитана первого ранга Петра Макеева находившегося на судне «Ленинградсовет» в частности там есть такие строки: «…Покинули нас боевые корабли флота, предназначенные для защиты транспортов с войсками 10 СК. Ушла эскадра, отряд прикрытия и корабли охранения конвоев. Транспорты с войсками и вспомогательные суда остались одни без прикрытия с воздуха, зенитных средств и непосредственного охранения боевых кораблей. Теперь каждый командир корабля должен был надеяться только на себя и защищаться самостоятельно имеющимися огневыми средствами, которых на транспорте было очень мало…»
Ну что здесь скажешь, только одно, он видел только то, что можно увидеть с борта «Ленинградсовет» и не владел общей ситуацией. А ситуация была такова: Караван судов растянулся на 30 миль, на утро 29 августа 1941 г. из десяти эсминцев пять погибло («Артем» («Азард»), «Володарский» («Победитель»), «Калинин» («Прямислав»), «Скорый», «Яков Свердлов» («Новик»)).
Из оставшихся пяти: «Гордый» был серьезно поврежден, «Славный» также имел повреждения. «Суровый» сопровождал «Славного». «Свирепый» был занят буксировкой «Гордого». «Сметливый» охранял крейсер «Киров».
Было еще два лидера «Минск» и «Ленинград». Но «Минск» подорвался на мине и ввиду рассогласования компасов на «Минске», лидеру «Ленинград» было приказано быть головным, т. е сопровождать «Минск».
Следовательно, хотя и были боевые корабли и многие находящиеся на транспортах видели, как они уходили, но в то же время их значение как боевых единиц было минимально, и если бы они остались, то реально защитить, ни растянувшийся как уже было сказано на 30 миль караван судов ни себя они не могли.
Трибуц знал о сложившейся ситуации и принял наиболее разумное, хотя и несомненно, жестокое решение, сохранить хоть что-то.
Если бы он оставил боевые корабли около транспортов, то и транспорты и боевые корабли, несомненно, погибли бы, и его, тот же ЕЖ сейчас обвинял за то что он мол мог сберечь хотя бы боевые корабли, а так погибли все…
Далее приводятся сведения о погибших во время перехода, по этому поводу существую разные цифры и разные мнения. Так в начале своей статьи ЕЖ «озвучил» цифру 25000 бойцов, но не потрудился сообщить откуда к нему «пришла» эта цифра. Возможно, она явственно представилась господину ЕЖ на другой день после удачной корпоративной вечеринки.
В Википедии, в разделе открывающемся по запросу, набранному в строке поиска – Таллинский переход – написано следующее: При анализе обороны Таллина следует, что из почти 50 тысяч защитников базы и города, в плен попало более 10 тысяч, около 10 тысяч погибло или мелкими группами вышли из окружения. Количество вывезенных до эвакуации раненых, около 9 тысяч человек, «компенсировалось» пополнениями, доставлявшимися морем. То есть на суда могло погрузиться около 30 тысяч человек военнослужащих. Здесь авторы высказывают свое предположение «…могло погрузиться…», но совершенно не понятно, сколько же на самом деле погрузилось на транспорты военнослужащих. И далее хотя количества гражданских лиц никто не учитывал и точно никто не знает, в том числе и очевидцы тех событий, тем не менее «встречаются оценки их количества до 15 тысяч человек»(!) можно предположить, что подобное количество было вычислено решение формулы «три П» (пол, потолок, палец).
Все подобные цифры от недостатка фактов и буйной фантазии авторов. Единственно относительно точное количество эвакуируемых из Таллина указано в докладе начальник штаба флота контр-адмирал Ю. А. Пантелеева.
Около четырех часов 28 августа начальник штаба флота контр-адмирал Ю. А. Пантелеев доложил, что посадка во всех гаванях и на пристанях окончена. Корабли и транспорты приняли более двадцати трех тысяч человек. Если кто-то еще оставался на берегу, то это были одиночки или небольшие группы, которым предстояло идти по тылам врага в надежде где-либо перейти линию фронта. Здесь необходимо добавить, что в последний момент к уходящему конвою присоединился транспорт «Балхаш», несколько шхун и катеров, сторожевые катера до последнего момента снимали с берега отставших от своих частей солдат. Поэтому реальное количество эвакуируемых приблизительно составляло 26000 человек.
Кто в основном входил в состав эвакуированных? Для выяснения этого вопроса необходимо произвести несложные подсчеты. Согласно данным приведенным в книге «Балтийский флот в обороне Прибалтики и Ленинграда», в обороне Таллина участвовало около 42000 человек из них:
- согласно издания Главного штаба ВМФ «Военно-Морской Флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» потери составили около 10000 человек;
- из опубликованных в Германии данных следует, что в Таллине немцы взяли в плен 11432 военнослужащих;
- вычитаем из общего количества погибших и попавших в плен (42000 –(10000+11432)) и получаем - приблизительно 20568 военнослужащих.
- вычитаем военнослужащих из общего количества беженцев (26000-20568) получаем цифру – 5432 - это количество составили женщины, дети и старики. Конечно эти подсчеты приблизительные и скорее всего количество мирных беженцев попавших на транспорты и уплывавших на мелких гражданских судах (рыбацкие шхуны, буксиры, яхты и пр.) было большим на 1-2 тысячи (тоннаж подобных судов не позволял взять большее количество пассажиров).
Для определения людские потери во время Таллинского перехода произведем несложные расчеты:
Как уже было отмечено из Таллина отплыло - на крупных транспортах (водоизмещением свыше 1000 т) 26000 человек плюс 1-2 тысячи которые могли находится на мелких судах и того - около 28000 человек. В Кронштадт доставлено 18000, в т.ч. снято с острова Гогланд 12160 человек (эти люди были спасены во многом благодаря специальному отряду прикрытия из состава Кронштадской ВМБ (командир - капитан 2 ранга И.Г.Святов) который занимался спасением людей: подбирали из воды, снимали с тонущих судов и доставляли на о Гогланд), таким образом, количество погибших во время перехода приблизительно составляет 10 000 человек, но к этому количеству необходимо добавить еще членов экипажей погибших вместе со своими кораблями и судами, это свыше 1000 человек, таким образом, в сумме количество погибших приблизительно составляет 11 000 человек.
И в заключение своей статьи ЕЖ пишет буквально следующее: «Другие ветераны рассказывали о подрывах советских судов на минах, которые подрезали тральщики, обеспечивавшие бегство вице-адмирала Трибуца. А, кроме того, упоминалось и о том, что военные корабли обходили колонны транспортов именно так, чтобы прикрыться ими от берега. Эта истина была восстановлена много позднее, а в 1942 году поверили адмиралу Кузнецову. Возможно, если бы было проведено объективное расследование и введена персональная ответственность за потерю судов, как предлагал Ширшов, ситуацию можно было бы улучшить. Но в результате список погибших транспортных судов и их экипажей продолжал пополняться и в 1943, и в 1944 годах. Ведь честь мундира адмиралов дороже жизни каких-то обыкновенных людей».
Адмирал В. Ф. Трибуц
Из выше изложенного видно, что ЕЖ совершенно не понимает о чем пишет, как тот пономарь, который не посмотрел в святцы, а бухнул в колокол.
Когда, как выражается ЕЖ, вице-адмирал Трибуц «спасался бегством» тральщики мины не подрезали – кончилось минное поле, все чистая вода, и 29 августа 1941 г практически все потери были от воздействия вражеской авиации. Что касается обхода колонн транспортных судов «именно так, чтобы прикрыться ими от берега» то, как всем известно, за исключением «уважаемого» ЕЖ, наши корабли от артиллерийского огня с берега занятого немцами, не то, что потерь, даже повреждений не имели. К тому же немецкие батареи после открытия огня, подавлялись ответным огнем с наших кораблей, в частности, с крейсера «Киров» и лидера «Ленинград». Поэтому, какая в этом случае разница с какого борта транспорты обгонять.
И далее ЕЖ несет совсем несусветную чушь: «Возможно, если бы было проведено объективное расследование и введена персональная ответственность за потерю судов, как предлагал Ширшов, ситуацию можно было бы улучшить. Но в результате список погибших транспортных судов и их экипажей продолжал пополняться и в 1943, и в 1944 годах. Ведь честь мундира адмиралов дороже жизни каких-то обыкновенных людей».
Кому ЕЖ собрался предъявлять персональную ответственность, немцам, которые топили наши корабли? Или может быть командирам и экипажам боевых кораблей которые не щадя своей жизни сражались с врагом? Ну, расстреляли бы «как предлагал Ширшов» десяток другой командиров, чем это улучшило ситуацию. Ситуацию можно было улучшить путем увеличения количества тральщиков специальной постройки, судов противолодочной обороны, увеличением количества зенитных орудий на кораблях, увеличением истребительной авиации дальнего действия для сопровождения конвоев.
Как было известно тогда и, как известно сейчас тральщиков катастрофически не хватало, было слишком мало зенитных орудий и практически не было истребителей дальнего действия.
Что касается чести « мундира адмиралов» то ее никто не отменял и они эти самые адмиралы, которых «глаголом жжет» господин ЕЖ своей чести не замарали, и прожили свою жизнь достойно, на благо своей страны и своего народа, за что им низкий поклон!
В свою очередь, если следовать логике ЕЧ «Ведь честь мундира адмиралов дороже жизни каких-то обыкновенных людей» в подобной не порядочности можно обвинить всю нашу армию, которая отступала, оставляя противнику огромные территории с мирным населением, из числа которого было расстреляно, повешено, сожжено заживо и т. д. сотни тысяч. Значит генеральская честь тоже «дороже жизни каких-то обыкновенных людей».
Естественно это гнилая демагогия, отступлении было вызвано объективными причинами, которые всем известны. Да на оккупированных территориях погибли люди, но были накоплены резервы и сохранена армия, которая впоследствии освободила оккупированные территории и сломала хребет фашизму.
Боевые корабли, которые во время перехода от полученных повреждений практически утратили свою боеспособность и которые В.Ф.Трибуц спас от бездарной, никому ненужной гибели внесли свой весомый вклад в защиту Ленинграда, а впоследствии в снятие блокады, уничтожив огнем своих орудий тысячи фашистов, тем самым отомстив за всех погибших в Таллинском переходе.
Здесь необходимо ответить на еще один факт гнусной клеветы в отношении адмирала В.Ф.Трибуца.
В Интернете встречаются статейки, недвусмысленно намекающие на незаслуженные награды адмирала В. Ф.Трибуца: «...Флотоводец Трибуц, благополучно дожил до 77 лет и до звания полного адмирала, стал депутатом, доктором исторических наук, кавалером двух орденов Ленина, четырех орденов Красного Знамени, двух орденов Ушакова I степени, ордена Нахимова I степени. Кстати, два последних ордена даются флотоводцам исключительно за выдающиеся победы в морских сражениях. Которых у Трибуца не было…».
Ну, здесь очередное проявление подлости и дремучего невежества, приведу выписки из статуса орденов и послужного списка адмирала Трибуца:
Орденом Ушакова I степени награждаются офицеры Военно-Морского Флота:
· За проявление инициативы и решительности в руководстве операцией или боем, в результате чего разгромлен численно превосходящий противник, а свои силы сохранили боеспособность и полностью решили поставленную задачу;
Орденом Нахимова I степени награждаются офицеры Военно-Морского Флота:
· За хорошо организованную и проведенную операцию по содействию флангу Красной Армии активными действиями сил флота и морскими десантами на побережье противника;
· За хорошее руководство обеспечением операций, в результате которых достигнуты крупные боевые успехи.
Адмирал В.Ф.Трибуц в начальный период Великой Отечественной войны руководил действиями сил флота, который содействовал сухопутным войскам на приморских направлениях, в обороне Таллина, Ханко, Моонзундского архипелага, нарушал коммуникации противника в Балтийском море. Организовал и возглавил в августе 1941 года переход сил флота из Таллина в Кронштадт и Ленинград.
Принимал активное участие в организации и осуществлении обороны Ленинграда, на всех ее этапах (1941-1943): умело взаимодействовал с сухопутными войсками в операциях, проводившихся Красной Армией; использовал подводные силы флота для нарушения коммуникаций врага в Балтийском море и для борьбы с тяжелой и сверхтяжелой артиллерией противника, обстреливавшей город. На флоте по его инициативе были созданы группы морской артиллерии, которые совместно с артиллерией Ленинградского фронта наносили мощные ответные удары и уничтожали наиболее активные вражеские батареи. В 1943-1944 годах участвовал в разработке и проведении операций по прорыву блокады и разгрому противника в районе Ленинграда, а также в Выборгской, Свирско-Петрозаводской наступательных операциях, в ходе которых содействовал войскам Ленинградского и Карельского фронтов огнём кораблей и береговой артиллерии, высадкой морских тактических десантов, действиями морской авиации.
Прошло уже много лет с того момента когда закончилась война, а благодарный народ помнит и чтит своих героев, среди которых видное место занимают адмиралы Н.Г.Кузнецов и В.Ф.Трибуц, пройдет еще много, много, много лет, а благодарные потомки по прежнему не забудут двух адмиралов и, в памятные дни к подножию их памятников по прежнему будут приносить цветы.
А кто вспомнит «бойца невидимого фронта», «рыцаря» пера и бумаги, Евгения Жирнова, который не жалея сил и чернил кропает гнусные пасквили бросающие тень на светлое, героическое прошлое великой страны в которой сам же и живет – да никто. Время оно само ставит каждого на тот пьедестал который он заслужил?
Данная статья находится на сайте www.dpfmordoviya.ru