Не хотел вступать в публичную дискуссию, но тот вал сообщений в "личку", которые приходят мне в социальных сетях и те баталии которые развернулись под моими высказываниями по поводу антисоветского фильма господина Шальопы «28 панфиловцев», вынуждают обозначить свою позицию в более развернутом виде, чем это позволяют форматы «Фейсбука» и «Вконтакте».
Обо всем по порядку. Я неплохо знал эту историю еще со школьной скамьи. Наверное, мало кто из советских школьников не слышал или не читал об этом легендарном сражении. Панфиловцы, как «Молодая гвардия» и Зоя Космодемьянская, были теми примерами на которых росли дети моего поколения. Бетменов и Спайдерменов тогда не было, нас учили на примерах подвига живых людей. Примерах того как люди готовы были умирать за Родину и за других людей.
Я смотрел этот фильм как в зеркало, в этом зеркале я видел какую реальность нам упорно создают. Реальность, в которой нет войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Ее нет. Есть хорошие парни, пришедшие защищать свою землю, свое отечество, не Родину, а отечество. Какая разница? Кто-то говорит, что никакой, но только советские воины шли в бой за Родину и за Сталина. За веру, царя и отечество шли в бой другие воины, тоже русские, но немного другие. Вера, тоже показана в сцене, когда боец красной армии молится в окопе перед боем. Царя только не хватает, а так бы все было в «порядке».
Одна из мыслей которые нам пытались вбить в мозг, произнеся ее раз пять под разным углом «за Родину умирать не надо, за нее жить надо». Как человек не на словах знающий, что такое война ответственно вам заявляю, война место где надо умирать! И главная задача на войне — это объяснить бойцу за что он должен умирать. За что ему жить он и так знает, у всех были жены, матери и дети, но взяв в руки оружие, надо четко понимать, что идешь на смерть. Если не будет этого, то в критической ситуации человек просто сбежит с поля боя, инстинкт самосохранения всегда окажется сильнее. Ведь война — это страшно, на самом деле страшно, и где черпать силы для постоянного преодоления страха смерти, только в неких идеалах. Поэтому тот негодяй который писал сценарий прекрасно знал, что эта красивая фраза осядет в головах зрителей. Он вносит нам другой идеал, «за родину умирать не надо, а то, кто будет землю пахать». Только автор не договаривает, что это парень своей жизнью платит за то, чтобы другой парень смог потом эту землю пахать.
Пикантность ситуации еще в том, что произносил ее прототип господина Добробабина, который так и поступил, сдавшись в плен. Для того что бы сохранить свою шкуру, ставши полицаем. Именно он стал одним из главных героев произведения г-на Шальопы, цитата: « Для меня это, прежде всего, человек, который во время боя кидал гранаты в немецкие танки, чью фамилию капитан Гундилович назвал не зря — он был доблестным бойцом. Когда в конце войны он снова вступил в ряды РККА, — заработал орден Славы. Я не берусь осуждать его за поведение в немецком плену. Оснований считать, что он убивал, пытал советских людей, нет... Условием выживания Добробабина была служба в немецкой полиции, когда пришла РККА, условием жизни стала служба в Красной армии».
А вам я скажу товарищи, коль вы считаете себя большевиками, то за Родину надо умирать. Как умирали десятки и сотни тысяч тех, у кого тоже были мамы, дети и колхозы в которых надо пахать землю. Они не сдавались в плен стараясь любой ценой сохранить свою шкуру не шли в полицаи, они умирали. В этом большая проблема профессиональной армии, типа нашей сейчас, там каждый готов убивать за деньги, но умирать за деньги почему-то не хотят.
Вот что немцы писали о настоящих советских воинах: «По меньшей мере, большевизм, безразлично какими средствами, вселил в большую часть русского населения непреклонное упорство. Именно нашими солдатами установлено, что такого организованного проявления упорства никогда не встречалось в Первую мировую войну».
«Под Владимиром-Волынским к расстрелу приговорили семерых высших офицеров РККА. Они не шли на сотрудничество и даже пытались бежать: их участь была ясна… Раненые, жутко избитые, они стояли, поддерживая друг друга… Унтер пытался завязать им глаза, но они срывали черные повязки. Тогда им было приказано повернуться лицом к стене, но опять ничего не вышло. Офицер крикнул солдатам: „На колени их!“. Но, цепляясь за стену, они поднимались опять и опять. И тогда присутствовавший генерал почти крикнул в лицо унтеру: "Я хотел бы, чтобы так встречали смерть наши солдаты"».
Берлин 17 августа 1942 г. Из аналитической записки гестапо, представленной в каталоге документальной экспозиции «Война против Советского Союза 1941–1945».Для большевиков, конкретно-общее, то есть Родина и народ, были выше их собственной жизни. Именно по этой части советских смыслов сознательно бьет монархист Андрей Шальопа.
Следующая закладка в фильме — это перевод ВОВ из плоскости противостояния советского народа и немецко-фашистских захватчиков, в плоскость войны русских против немцев. Знаменитый уже диалог в окопе русского и казаха, русский говорит казаху, ты тоже русский, он говорит я казах, нет ты русский, когда воюем за Россию, все мы русские, будем воевать за Казахстан станем казахами. То есть где воюем той нации и становимся? А когда воевали в Германии стали немцами? Это ладно, пол беды. Но режиссер грамотно расколол советское, на русских и казахов. И если русский парень под Москвой еще мог защищать абстрактную землю и березки, то что там делали казахи? Автор в своем интервью прямо выссказался по этому поводу:
Из интервью режиссера фильма :
Ведущий: Андрей Геннадиевич, а кто с кем воевал в этом фильме?
Шальопа: Русские против немцев
Ведущий: А не Советский Союз против фашистской Германии?
Шальопа: Нет, воевали на самом деле русские против врагов. Это очень важно, потому что сражались мы за Москву, на тот момент. Конечно, Москва была столицей Советского Союза, но это была и столица России, это главный город России... … Если бы мы сражались за Казахстан, то мы были бы объединены под казахскими знамёнами.
Ведущий: то, что в фильме ни разу не прозвучало словосочетание «советский солдат», «советский народ», «Советский Союз» - это осознанная позиция режиссёра?
Шальопа: Да!
Сталин еще говорил, нам одинаково опасен как национализм окраин, так и великорусский шовинизм. Национализм окраин уже разрушил СССР и если мы не хотим той же участи современной России, то национальный вопрос должен стать одним из ключевых в политической повестке дня. У нас нет больше понятия «общность людей советский народ», нет этой наднациональной надстройки. В данный момент единственной скрепой, стягивающей разбредающуюся по национальным квартирам страну, остается память о общей победе над врагом. И именно в эту память и бьет враг, дескать мы русские, сами победили. Виртуальный казах с улыбкой сказал хорошо, я тоже русский. Но реальный казах, узбек, украинец, и много кто другой, вряд ли будет с этим согласен. Быть советским, да! Советским казахом, советским узбеком, советским украинцем, но отказаться от своей национальной идентичности, только потому что так кому-то будет приятно, вряд ли кто захочет. Если русские решат построить русское национальное государство для русских, придется пролить много крови, да и надо ли оно? Я понимаю, это момент приятен душе русского человека, истерзанной десятками лет либерализма, но товарищи, имейте холодную голову, этот елей пахнет дурно. Как только вас на этом поймают, русский народ перестанет быть держателем империи, а станет держателем княжества московского и новгородского. Те, кто втягивают его в это, прекрасно это понимают сознательно вбивая клин между «русскими и нерусскими».
Теперь по поводу антисоветскости фильма. Сразу обозначу свою позицию, фильм о войне советского народа против немецко-фашистских захватчиков может быть либо советский, либо антисоветский, третьего не дано. ВОВ это не круглый конь в вакууме, а тем более история «отлитая в бронзе», такая как история «28 Панфиловцев». Если из фильма убирается все «советское содержание» и в виде кости для патриотов бросают некую «советскую форму», в виде будёновки на голове главного режиссера и правильные петлицы, если в нем нет советских смыслов, как и советских людей, является ли фильм антисоветским? По моему мнению да.
Далее отвечая сразу всем тем, кто говорит - но были же фильмы хуже, чем этот. Отвечаю, были есть и будут. Победившая в 1991 году антисоветская сила будет глумится над советским наследием и памятью, как ей захочется. Будет давать нам разного рода дерьмо в советских фантиках, в одних 100% дерьма, в других меньше. И что, радоваться, что в этот раз нам скормили конфеты с меньшим содержанием дерьма, не 100% а 95%? Радоваться что фантик более красный, и на нем физиономия монархиста Андрея Шальопы в буденовке . Вы как хотите, я лично дерьмо вообще есть не намерен, даже в красном фантике.
"Политика - концентрированное выражение экономики", давайте и это момент обсудим. На фильм начали собирать деньги с народа года три назад, собрали порядка 34 миллионов. На картину также обратили внимание Министерство культуры РФ и Министерство культуры Казахстана, выделившие фильму еще 30 и 19 миллионов рублей соответственно. Общий бюджет фильма составил 150 миллионов. Прекрасный маркетинговый ход. Впервые на моей памяти продюсерам удалось снять деньги не только со спонсоров и чиновников, но и с простого населения, использовав патриотические настроения. Люди сдавали деньги на фильм о героизме советских солдат, а получили экшн про русских парней, кидающих бутылки в немецкие танки. По-моему, это нечестно, по меньшей мере.
Я специально не обсуждаю подробности мизансцен фильма, мои претензии к авторам фильма лежат в идеологической плоскости. Фильм этот послужил для меня зеркалом в котором отразилась наша действительность. Сейчас проводится операция «единство русской истории». Слияние путем поглощения русской историей - советской. Образец этого, парад 7 ноября 2016 года. С триколором во главе парада и с двуглавыми орлами на технике Красной Армии времен Великой Отечественной войны . Мы проиграли страну, точнее не мы, наши старшие, а историю как известно пишут победители. Еще один новый вариант советской истории в российском варианте мы увидели на «28 панфиловцах». Кто-то скажет ну и пусть, зато красиво танки катались, прямо как в любимой молодежью компьютерной игре «World of Tanks», музыка хорошая и громко взрываются снаряды. Война не кино, на котором можно смотреть на танк жуя попкорн. Война это фундаментальное проявление Духа, что и показал советский народ, заплатив своей кровью за наше настоящее. «28 Панфиловцев» кино не про дух, это просто одноразовый блокбастер.
У меня все по сути. Остальное частности, про которые и так уже много сказано и написано.