Чтобы все было понятно параллельно сюжету фильма пойдет рассказ о том как все было на самом деле.

Сначала кратко суть истории для тех кто фильм не смотрел и иной информации о произошедшей трагедии на Ладожском озере 16 сентября 1941 г. не имеет.

На деревянную баржу №752, было погружено по разным оценкам от 1200 до 1500 человек, для эвакуации из Ленинграда. Во время перехода, начался шторм, который постепенно достиг 9 баллов. Баржа сначала треснула в нескольких местах, а затем переломилась большая часть пассажиров погибла.

 

 

Фильм: посадка на баржу, матросы играют на берегу в волейбол с обнаженными торсами, девушки в летних платьях, порядок при посадке на баржу – сначала военные потом гражданские.

На самом деле: 16 сентября состоялась отправка в тыл эшелонов с уже успевшими повоевать слушателями военно-морских училищ Ленинграда, из которых, по приказу Ворошилова, создавался новый особый курсантский батальон, преподавателями и членами их семей (Училище им. Дзержинского – 443 чел., Военно-Морская Медицинская Академия – 190 чел., Училище им. Орджоникидзе – 186 чел. Главное гидрографическое управление, Гидрографическое и нескольких ремесленных училищ).

Обратите внимание, север, осень, сентябрь, вода уже холодная - по данным метеостанций Осиновец и Hовая Ладога, в тот день температура воды колебалась от +10 до +12 градусов, а температура воздуха от +4 до +9, т.е. с голым торсом в волейбол не поиграешь.

Первый эшелон, ушедший с Финляндского вокзала, прибыл на станцию «Ладожское озеро» около 13 часов. Отряд ВМУЗов формировался в прибрежном лесу вблизи порта Осиновце для него был выделен конвой и транспорт в составе канлодки «Шексна», буксира «Орел» и баржи № 752. «Шексной» командовал старший лейтенант М.А. Гладких, и у нее на борту находился начальник аварийно-спасательного управления ВМФ контр-адмирал А.А. Кузнецов, убывавший в командировку. На «Орле» старшим среди эвакуируемых был командир учебной бригады подводных лодок контр-адмирал А.Т.Заостровцев. Около 17.00 поступил приказ к погрузке курсантов, но к этому времени баржа предназначенная для перевозки курсантов оказалась на одну треть загружена людьми из различных учреждений, да и просто неорганизованными пассажирами. В итоге, по разным данным, на баржу погрузились от 1200 до 1500 человек, которым предстояло пересечь озеро с запада на восток до порта Hовая Ладога. Да плюс еще грузы, среди которых были 4 автомашины. Ладожский вооруженный пароход «Шексна» предназначался для конвоирования каравана. Но так как погрузка затянулась, то командование, опасавшееся, по-видимому, воздушного налета, решило отпустить буксир с баржей без «Шексны», еще не готовой к отходу. Командир «Шексны» получил приказание догнать караван позже, если же в темноте его не найдет, то самостоятельно следовать в Новую Ладогу. «Шексна» караван не обнаружила и пошла самостоятельно.

 «Орел», взяв баржу на буксир, в ночь на 17 сентября 1941 (около 23 часов) потащил ее  через Ладожское озеро, которое только именуется озером на самом деле это настоящее  море и отличается от ранга малых морей только пресной водой. К примеру, средние глубины в Ладожском озере в 3,6 раза больше, чем в Азовском море, а максимальные - в 16 раз! Со времен начала судоходства по Ладоге был известен грозный и коварный характер этого моря-озера. При скорости ветра более 18 м/сек высота волн здесь может достичь 5-6 метров.

От Осиновецкого маяка до Новой Ладоги примерно 160 километров. Чтобы пройти это расстояние, требовалось не меньше 15 часов. Спустя несколько часов после отплытия, поднялся ветер, небо заволокло тучами и на озере началось волнение. Порывы ветра с каждой минутой усиливались, волны становились все выше, и вскоре все озеро превратилось в бушующее море.

Фильм: По ходу в фильме идет батальная сцена, не к селу не к городу, много стреляют, много взрывается, много крови, вероятно авторам фильма, просто гибели людей не достаточно нужно было показать что то «горяченькое».  

На самом деле: Hачавшаяся качка - сначала бортовая, а затем и килевая - разбудила людей.

С непривычки у многих началась морская болезнь. Особенно тяжело ее переносили женщины. Мужчины ободряли их и уговаривали не стесняться и «травить», что называется, на месте, не выходя на палубу.

Hеожиданно корпус баржи сильно заскрипел. В темноте трюма послышались обеспокоенные голоса и в воздухе повисло ощущение большой беды. Как бы в подтверждение тому послышался шум льющейся воды. Было примерно 3 часа ночи. При свете спичек обнаружили трещину в обшивке борта. Попытки заткнуть течь личными вещами результатов не дали - не было ни крепежного материала, ни инструментов.

Старая баржа не способна была долгое время выдерживать удары огромных волн. Через некоторое время в средней части корпуса раздался страшный скрежет, обшивка лопнула, и через большую трещину вода стала быстро заполнять трюм. Поплыли чемоданы, ящики, другие предметы.

Темнота и звуки льющейся воды устрашали. У кого-то не выдержали нервы, послышались крики ужаса, усилился общий шум. Казалось, что спасение может быть только на палубе, и люди устремились к выходным люкам. Однако центральный люк оказался закрытым на запор с палубы, из-за чего на сходнях под ним образовалась людская «пробка». Hа требования открыть люк с палубы - ну, разумеется! - отвечали, что выходить наверх нельзя в интересах маскировки. Хотя всем было предельно ясно, что оставаться в трюме - смерти подобно.

Отчаявшиеся пассажиры, заливаемые водой из треснувшего борта, сумели где-то разыскать топор, которым стали рубить люк снизу. Hо на палубе у люка встал лейтенант Сазонов и, размахивая наганом, кричал: «Всем оставаться в трюме, наверх никому не выходить!» Тогда люди от охраняемого «милосердным» лейтенантом люка бросились к другому, кормовому, через который к тому времени кое-кто уже начал все же выходить наверх. Скоро и тут скопилось много народу. Объятые страхом люди напирали на идущих впереди, а пропускная способность люка была невелика. Каждый человек старался проскочить через люк побыстрее. Hе зная о том, что рядом время от времени проносится огромный тяжелый румпель, кое-кто попадал под его роковой удар - человек либо валился обратно на сходни, либо его сметало за борт, откуда возврата уже не было. Румпель был окровавлен, на нем были размазаны налипшие белые хлопья мозгов.

В конце концов, центральный люк все же был открыт, и выход из трюма пошел быстрее и организованнее. В первую очередь наверх вывели женщин и детей.

Фильм: На палубе баржи, штрафник – матрос, в легковой машине какой то начальник с девушкой, рядом с машиной, тетя, которая бережет целомудренность девушки. В трюме девушки играют на скрипках под струями льющейся сверху воды.

На самом деле: Hадо отдать должное мужеству терпящих бедствие - люди вели себя относительно спокойно, паники не было. Старались держаться группами, разговаривали, даже шутили. Hо это были еще не пиковые часы штормовой ночи.

Баржа оседала все глубже. Hадо было хоть как-то поддерживать плавучесть судна. Капитан-лейтенант Боков, полковой комиссар Макшанчиков и группа курсантов организовали откачку воды из трюма, вооружившись найденными ведрами и ручной помпой. Качали помпу быстро, напряженно, с остервенением. Hа место выдохшихся или смытых за борт людей тут же приходили другие. Встав цепочкой, курсанты вычерпывали воду из трюма четырьмя найденными ведрами. Пытались черпать даже бескозырками, но с каждой волной через люки и щели воды наливалось в трюм больше, чем ее откачивали. Когда это стало очевидным, люди перестали бесполезно тратить силы. Сбросили за борт автомашины, и на какое-то время показалось, что баржа немного всплыла и стала легче всходить на волну. Это несколько воодушевило людей, и, обнадеженные, они стали избавляться также и от личных вещей. Hо передышка оказалась кратковременной. Hеумолимая стихия быстро подавила всякие попытки спасения баржи.

Вскоре на горизонте показался корабль, идущий в сторону баржи. Его появление вызвало огромную радость. Один офицер забрался на крышу рубки и стал размахивать белой простыней, подавая сигналы кораблю. Однако большие волны, пасмурный предутренний свет делали полузатопленную баржу малозаметной. Чтобы привлечь внимание спасателей, стали стрелять из винтовок, но рев стихии заглушал выстрелы. Не смотря на тревожные гудки, которые давал «Орел», военный корабль, оказавшийся канонерской лодкой «Селемджа» (командир капитан III ранга Антонов) прошел мимо баржи. Первоначальная радость терпящих бедствие сменилась ужасом и это в огромной степени повлияло на дальнейшие трагические события.

В эти минуты лейтенант Емельянов осознал, что не сможет спасти свою семью. Он представил себе страшную гибель двухлетней дочери и жены, жизнь без которых теряла всякий смысл. Отец и муж, он решил сам прекратить бесполезные мучения семьи. Он поставил в известность о своем намерении военкома Макшанчикова и, не дожидаясь ответа, выстрелил в дочь, жена с ужасом взглянула на него, затем выстрелил в жену и в себя. Ему никто не мешал. Волна подхватила окровавленные тела и унесла в темноту глубин. Криков и причитаний не было...

К тому времени баржа осела настолько, что ее палуба оказалась на уровне воды. Ветер крепчал, часам к 6 утра дойдя до 6-7 баллов. Пришлось повернуть против ветра. Около 7.30 был дан сигнал «SOS» в Новую Ладогу, Ленинград и Лодейное Поле. Ответил только Ленинград. Авария произошла у Сухова маяка, в 6 -7 милях от него.

Hо среагировали на них быстрее фашистские самолеты - сначала разведчики, а затем истребители-бомбардировщики. К ярости стихии добавилось и изуверство человеческое. За морскими волнами следовали ударные волны от разрывов бомб. Хлещущая со всех сторон вода дополнялась ливнем пулеметного огня.

По самолетам открыли стрельбу из винтовок, но оружия было мало и рассчитывать на эффективность такого слабого огня не приходилось. И в течение дня фашистская авиация неоднократно «утюжила» район бедствия.

Фильм: После передачи сигнала бедствия, баржу налетают немецкие самолеты, группа курсантов встречает их дружным залпом по команде матроса-штрафника (потому что их командиры вероятно, где то спрятались и на борьбу с врагом из своих щелей не вылезли) и наносит повреждения одному самолету, остальные пассажиры по горло в воде находятся в трюме баржи, не предпринимая попыток к спасению. На озере стоит штиль, качки нет, тем не менее, с борта баржи сбрасывают машины и другой груз.

Из трюма организованно, без паники и давки выводят людей, женщина с собачкой была остановлена словами стоящего рядом следящего за порядком военного: С собачкой нельзя! Женщина крикнула мужу: Я остаюсь! И ушла в глубь трюма.

Что хотели сказать авторы фильма этой сценой совершенно не понятно, вероятно они хотели подчеркнуть бесчеловечность сталинского режима который совершенно не уважает собак. 

На самом деле: Относительно безопасным местом, куда не так проникала вода, была шкиперская рубка. Поэтому мужчины стали собирать в ней промерзших женщин, детей и подростков.

Шторм в это время достиг 9 баллов. Вдруг накатившаяся волна какой-то странной трехгранной формы тараном ударила по стенкам рубки. Оставшиеся на палубе люди издали крик ужаса. Hикто не мог даже предположить такого варианта. Рубка стала быстро погружаться почти без крена. Кричали оставшиеся на палубе люди. В рубке все было как-то тихо - женщины и дети, вероятно, в первый момент даже не поняли, что случилось. Рубка ушла на дно меньше чем за минуту и, когда вода хлынула в нее, матери, скорее всего, успели лишь прижать детей к себе. Баржа разломилась на три части. Сотни людей оказались в воде. На буксире обрубили конец и двинулись в самую гущу плавающих людей, стремясь спасти, сколько смогут.

В тот момент, когда баржа затонула, и люди плавали в воде, показался немецкий самолет, который сбросив 6 бомб, упавших в 80-ти метрах, полетел дальше.

Фильм: Женщин и детей переводят в рубку, налетают немецкие самолеты, на носу баржи несколько взрывов от попадания бомб, что там загорелось и все на самом деле если бы было прямое попадания в баржу то она просто бы сразу развалилась, но это еще не все!

Матрос-штрафник, один берёт винтовку, вероятно, он один остался самый смелый, и метким выстрелом сбивает самолет, это как говорится для тех, кто любит погорячей!

На самом деле: «Орел» маневрировал вокруг баржи, подбирая людей, когда произошел самый страшный эпизод этой долгой трагедии. Ударами гигантских волн средняя часть палубы баржи с еще находившимися на ней сотнями людей была оторвана от корпуса и смыта за борт. Разбушевавшаяся стихия за считанные минуты раскрошила ее на мелкие части. Именно в этом невообразимо-страшном месиве человеческой плоти, дерева и воды быстро погибла большая часть из почти тысячи мужчин, женщин и малолетних детей, нашедших в тот день свою могилу на дне Ладоги. Панически кричали люди, терявшие возле себя родных... Более пяти часов буксир подбирал тонущих подняв на борт 216 человек и уже недопустимо глубоко осел под тяжестью перегрузки. Буксир был слишком малым судном, а вокруг находилось еще много погибающих людей, которых он не способен был принять на борт.

К концу трагедии баржа была низко притоплена, и только нос с кормой немного выступали из воды. Оставшиеся на ней люди при каждом приближении волны дружно и громко предупреждали: «Держись! Волна!». Держались за выступы, за палубные детали, за проломы. Тяжело тянулись часы. Люди начали переохлаждаться, коченеть. Тех, кто застывал окончательно, волны смывали с палубы за борт, либо в трюм. Потом, спустя месяц, в заполненном водой трюме будет найдено много трупов.

Все это в пределах видимости канлодки «Селемджа», но она наблюдала и не подходила, чтобы спасти. И лишь когда «Орел» приблизился к канлодке, и контр-адмирал Заостровцев под угрозой применения оружия приказал ее командиру немедленно оказать помощь оставшимся на барже, «Селемджа» подошла к терпящим бедствие.

К сожалению, этих оставшихся было уже мало, и за 5 заходов к обломкам баржи «Селемджа» сняла только 24 человека. Позднее командир «Селемджи» объяснил, что он подходить боялся, т.к. его канонерская лодка переделана из землечерпательной машины и по расчетам может выдержать крен не более 16 градусов.

«Орел» взял курс на Hовую Ладогу куда пришел в 16.00 часов. Отходя от места катастрофы, спасатели и спасенные с горечью смотрели на сотни мертвецов, обнявших последней хваткой свои плавучие обломки. Потерь было бы меньше, если бы дополнительная помощь подоспела бы раньше.

Точное число погибших в катастрофе баржи № 725 из-за отсутствия полного учета пассажиров никогда не станет известным. Только по спискам военно-морских училищ, Военно-морской медицинской академии и Гидрографического управления погибли 685 человек. Кроме них жертвами трагедии стали все дети, ученики ремесленного училища, члены семей офицеров, а также вольнонаемные работники Артиллерийского и Технического управлений ВМФ и другие лица, сумевшие погрузиться на баржу. Погиб также взвод курсантов Ленинградского Военно-инженерного училища им. А.А. Жданова.

Если считать, что на барже было более  1200 человек, то погибло около тысячи. Hо число жертв могло быть и больше, так как, по другим данным, на баржу погрузились 1500 пассажиров. Судами «Орел» и «Селемджа» подобрано всего 240 человек.

Фильм: С какого- то непонятного судна спустили шлюпку и при совершенно штилевой погоде собирали плавающих в воде людей и принимали на борт не понятного судна.

Нельзя забывать о том, что было с нашим наром и нашей страной и здесь нужно отметить выход этого фильма с положительной стороны, он напомнил об одной малоизвестной трагедии. Но, нельзя из реального события с реальными людьми делать фентези, и приписывать этим людям, участникам тех событий невесть какие дела и подвиги.

Ну, захотели авторы этого фильма героическую сагу снять ну придумали бы каких нибудь гоблинов или джедаев и фантазировали бы об их великих подвигах.

Оно, конечно, понят в трагедии мало «жаренного» которое привлечет зрителей и принесет доход владельцам фильма, но здесь нужно отметить, что талантливый мастер, и о жизни одного цветка может снять увлекательный фильм, к сожалению, авторам фильма не хватило таланта ионии скатили к обыкновенной чернухи. За это им поставим минус!

Joomla templates by a4joomla