torp.jpg

В Интернет-журнале «Военное обозрение» (www.topwar.ru, автор А.Широкорад) опубликована статья «Ошибка инженера Туполева» вкратце изложу ее содержание: В 1919 году на Кронштадт налетели английские реданные торпедные катера, по их образу и подобию в СССР начали делать свои катера «Г-5», созданные авиаконструктором Туполевым и которые были собранием одних недостатков:

В основу глиссирующего катера АНТ-3 был положен поплавок гидросамолета. Верх этого поплавка, активно влияющий на прочность конструкции, перешел на катера Туполева. Вместо верхней палубы у них была круто изогнутая выпуклая поверхность, на которой человеку трудно удержаться, даже когда катер неподвижен. Когда же катер был на ходу, выйти из его боевой рубки было смертельно опасно – мокрая скользкая поверхность сбрасывала с себя решительно все, что на нее попадало (к сожалению, за исключением льда, в зимних условиях катера обмерзали в надводной части). Когда во время войны на торпедных катерах типа Г-5 приходилось перевозить десант, то людей сажали гуськом в желоба торпедных аппаратов, больше им негде было находиться. Обладая сравнительно большими запасами плавучести, эти катера практически ничего не могли перевозить, поскольку в них не было места для размещения груза.

 

Неудачной оказалась и позаимствованная у английских торпедных катеров конструкция торпедного аппарата. Минимальная скорость катера, при которой он мог выпустить свои торпеды, составляла 17 узлов. На меньшем ходу и на стопе катер не мог дать торпедный залп, так как это означало бы для него самоубийство – неминуемое попадание торпеды. Поэтому каждый выход туполевских торпедных катеров в море граничил со смертельным риском вне всякой связи с боевой деятельностью катеров. Несмотря на то, что во всем мире такие катера уже не делали.

g-5.jpg 

Торпедный катер Г-5

Стоит заметить, что в Германии, буквально связанной по рукам и ногам Версальским договором и охваченной экономическим кризисом, сумели в 1920-х годах провести испытания реданных и килевых катеров. По результатам испытаний был сделан однозначный вывод – делать только килевые катера.   

И в итоге автор статьи делает следующие выводы:

Расставим точки над «i». Туполев – талантливый конструктор самолетов, но зачем нужно было браться не за свое дело?! ….Советские адмиралы стали жертвой собственной пропаганды. Воспользоваться западным опытом не позволяло убеждение, что наши катера – лучшие.

На первый взгляд все верно, ошибся Туполев, не за свое дело взялся, но это на мутный взгляд автора статьи.

Любое техническое изобретении делается для выполнения конкретных задач, и если его использовать не по назначению то это естественно вызовет массу статей критическо-ехидного содержания, ну представьте связал мужик лапоть чтобы ноги обуть, а баба взяла лапоть и давай щи хлебать, ну как тут статейку не сбацать, мол ошибся мужик, нужен мастер по ложкам, а ты лапоть сделал, не за свое взялся.

Ну а теперь серьезно, давайте разберем для каких целей создавался маломореходный, маловместительный и т.д. и т.п. но скоростной «Г-5».

5 февраля 1923 года Главное морское техническо-хозяйственное управление Народного комиссариата по морским делам РСФСР предложило Центральному аэрогидродинамическому институту (ЦАГИ) спроектировать для флота первый отечественный торпедный катер. Был нужен боевой корабль, который мог бы действовать при волнении моря до трех баллов. Легкое прикрытие защищало бы его жизненно важные части и экипаж от пуль и осколков.

Кроме того, катера должны были быть достаточно компактными, чтобы помещаться на палубе крейсеров, которые доставили бы их к побережью и базам противника. Предполагалось, что новые глиссеры разместятся на крейсерах. На «Профинтерне» и на «Червоной Украине» предполагалось сделать для этого добавочные сваливающиеся шлюпбалки.

И так, согласно технического задания нужно было разработать легкий, скоростной торпедный катер, который можно было бы размещать на боевых кораблях и судах для доставки их к базам противника, где они могли не встречая волнения моря свыше 3 баллов используя свою высокую скорость, нанести торпедный удар.  А затем вернутся к своим кораблям.

Таким образом становится совершенно ясно, что Туполев блестяще справился с полученным заданием, создав торпедный катер по своим характеристикам превышающий техническое задание. И не вина конструктора, что война повернула все по другому, маленьким катерам пришлось охранять конвои, высаживать десант, обстреливать береговые укрепления, ставить мины, ходить по штормовому морю, и они справились с этим благодаря высокому запасу прочности заложенному в их конструкцию.

Советские адмиралы не стали жертвой собственной пропаганды они прекрасно видели, что для действия в открытом море нужен другой торпедный катер поэтому накануне Великой Отечественной войны были разработаны торпедные катера «Д-3» и «СМ-3» - торпедные катера дальнего действия. «Д-3» имел деревянный корпус, по его проекту был выпущен торпедный катер «СМ-3» со стальным корпусом.

По боевым возможностям «Г-5» и «Д-3» удачно дополняли друг друга.

d-3.jpg 

Торпедный катер Д-3

 

 

Joomla templates by a4joomla